stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Дэйв Капур

Фильтры для цифровых камер

Подбор подходящего фильтра для объектива видеокамеры, учитывая то их изобилие, которое сегодня представлено на рынке, может превратиться в очень скучное занятие, на которое уйдет уйма времени. Если же, не раздумывая, приобретать все подряд, то это приведет к значительным затратам. Поэтому я не буду приводить длинный список всех мыслимых фильтров, а постараюсь акцентировать ваше внимание на наиболее необходимых и популярных моделях, предназначенных для цифровых видеокамер.

При съемке цифровых кинофильмов для решения самых различных задач (цветокоррекции, регулировки уровня черного и обеспечения цветового баланса в условиях освещения приборами с нетипичными цветовыми температурами и др.) часто применяют специальные фильтры. Их ассортимент просто огромен. Но для того, чтобы существенно улучшить качество изображения цифровых видеокамер, можно обойтись и теми немногими, о которых я расскажу ниже.

Некоторые производители и операторы утверждают, что между фильтрами, предназначенными для относительно недорогих камер, таких как Sony PD150 или Canon XL1, и теми, что создаются для самых совершенных цифровых моделей, не существует значительных отличий. Что подходит для одной видеокамеры, обязательно подойдет и для других! Однако Билл Тэрнер, вице-президент Century Precision, считает, что при переходе от формата DV к Digital Betacam и HD, т. е. при увеличении четкости изображения, для достижения одних и тех же визуальных эффектов следует применять значительно более слабые фильтры.

Учтите также и то, что большинство производителей выпускает почти одинаковые наборы фильтров. Поэтому начинать поиск нужного фильтра следует с изучения каталогов фирм и информации, представленной их сайтах.

Правильно подобранныйт фильтр может значительно улучшить изображение. Чтобы добиться более насыщенных теплых тонов при съемке представленных фотографий использовался фильтр апертурной коррекции (enhancing filter).

Самые популярные фильтры

Фильтры используют для достижения различных визуальных эффектов, например, для создания лучей, расходящихся в виде звезды от объекта съемки или имитации тумана или радуги вокруг него.

Но особой популярностью в цифровом видео пользуются диффузионные фильтры разной плотности. С помощью таких фильтров можно получать размытые, “призрачные” изображения или добиваться эффекта слабой расфокусировки объектива, они также позволяют снизить резкость изображения, замаскировать морщины на лице объекта съемки, улучшают передачу телесных тонов. На рынке представлен огромный ассортимент подобных фильтров, среди них известные серии Pro-Mist, Black Diffusion/FX и Soft/FX компании Tiffen, а также Black Frost фирмы Schneider Optics

В каждой серии предлагаются фильтры с разной плотностью, поэтому всегда можно найти тот, который обеспечит нужное качество изображения. Чем ниже плотность фильтра (выражается меньшим числом), тем более слабое воздействие будет оказываться на изображение, и наоборот, чем плотность выше, тем больший эффект будет обеспечивать фильтр. Например, если фильтр Pro-Mist 2 преобразовывает изображение, чуть больше, чем требуется, попробуйте установить фильтры Pro-Mist 1 или 1/2.

Новинки

Еще совсем недавно выпускалось совсем небольшое количество фильтров, предназначенных для цифровых камер. Но сейчас производители, учитывая все возрастающую потребность в таких моделях, постоянно расширяют их ассортимент. Кто-то из них старается выпускать фильтры таких типов и плотностей, которые наилучшим образом подходят для цифровых камер, а другие предлагают специальные пакеты, значительно облегчающие подбор фильтров.

Так, компания Hoya выпустила три новых модели: Warm ($25-$28), Intensifier ($55-$70) и Portrait ($58-$73). Как отмечает Дэвид Робертс, руководитель отдела по работе с клиентами и технической поддержки фирмы Hoya, фильтр Intensifier (его иногда называют “дидимом”) придает большую цветовую насыщенность и контрастность красным, оранжевым и коричневым оттенкам. Фильтр марки Portrait ослабляет розовые, желтые и оранжевые цвета, а модель Warm придает объектам съемки загорелый вид. Все эти фильтры выпускаются диаметром 49, 52, 55 и 58 мм, а их стоимость зависит от размера.

Корпорация Schneider Optics и ее дочерняя компания Century Precision Optics выпустили блок для фильтров Century DV Matte Box ($749), который подходит для большинства портативных цифровых видеокамер. Он включает держатели для фильтров размером 3х3 или 4х4 дюйма. С помощью дополнительного адаптера Century DV Matte Box можно установить на цифровые видеокамеры, предназначенные для съемки с плеча (Sony DSR-250, DSR-300 и DSR-500, JVC GY-DV500).

Компания Tiffen предлагает комплекты фильтров для цифрового видео диаметром 52, 58, 62, 72, 77, 82 мм и размером 4х4 дюйма. Стоимость этих комплектов зависит от размера и типов, входящих в него фильтров.
Для операторов, работающих в видеожурналистике, фирма Tiffen выпустила комплект Video Essentials DV Kit (он стоит порядка $64), в который входят фильтры Clear, Circular Polarizer и Warm UV 17. Джек Бонура, вице-президент подразделения Tiffen, считает, что фильтр Warm UV 17 помогает получить изображение, идентичное тому, которое видит глаз человека. Этот фильтр будет особенно полезен при съемках на открытых площадках, когда приходится бороться с избытком голубых тонов и необходимо придать цвету кожи объектов более теплые тона.

Другой комплект компании Tiffen, он называется Film Look DV Kit и стоит около $128), включает фильтры Black Diffusion/FX 1/2, Black Pro-Mist 1/2, Warm Black Diffusion/FX 1/4 и Soft/FX 1. Он пригодится тем, кто занимается художественной съемкой и хочет смягчить изображение или избавиться от резких теней.

Еще один комплект Special Effects DV Kit, той же фирмы, который стоит около $150, состоит из фильтров, предназначенных для создания визуальных эффектов. У фильтра Color-Grad ND 0.6 окрашена только одна половина, поэтому он оказывает воздействие только на верхнюю часть снимаемой сцены, что обеспечивает более равномерную освещенность объектов. Другие фильтры этого комплекта (Pro-Mist 1/4, Gold Diffusion/FX 1/2;) и Enhancing помогут придать насыщенность красным, оранжевым и желтым цветам.

Этот снимок был сделан без использования фильтра, и изображение на нем получилось слишком резким. Слабый диффузионный фильтр Black Frost компании Schneider позволил смягчить изображение и скрыть морщины на лице.

Какой фильтр выбрать?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Выбор фильтра будет определяться тем эффектом, который вы стремитесь достичь. Например, если перед оператором стоит задача скрыть морщины и мелкие дефекты на лице человека, у которого он берет интервью, то ему можно порекомендовать фильтр Black Diffusion/FX 1/2 компании Tiffen или фильтр Fog, создающий вуаль и придающий изображению небольшую размытость, а также фильтры серии Pro-Mist. Если же ему нужно передать теплоту обстановки снимаемой сцены ужина при свечах, то он должен воспользоваться фильтрами для передачи теплых тонов.

Выбрав нужный тип фильтра, следует определиться с его плотностью. Каждая серия включает фильтры разной плотности (например, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2, 3, 4, 5), причем, чем большим числом она выражена, тем более сильное воздействие будет оказывать фильтр на изображение.

Маркировка фильтров не является стандартом. Поэтому эффект от двух фильтров плотностью 1/2 не будет таким же, как от одного фильтра плотностью 1, а эффект, который обеспечивает фильтр с плотностью 5, не будет в пять раз превышать тот, что дает фильтр с плотностью 1. Незначительные различия между фильтрами различной плотности очень трудно описать словами. Поэтому выход один – нужно пойти со своей камерой в ближайший магазин, торгующий фильтрами, или в фирму, предлагающую их на прокат, и пробовать, пробовать, пробовать. Сделайте несколько снимков с разными фильтрами и сравните результаты. Другого способа правильно подобрать фильтры, к сожалению не существует.

И последнее, что хочется сказать по поводу фильтров. Не нужно стремиться использовать их всегда, порой этого просто не нужно. Но и отказываться совсем от применения фильтров, как это делают некоторые операторы, тоже нельзя. Нужно ли устанавливать фильтр при съемке, вы должны решить сами, учитывая собственное восприятие сцены. Ваша интуиция должна подсказать, что в одном случае для более полной передачи созданного образа фильтр нужен, а в другом - любое приукрашивание реального изображения только навредит, поэтому лучше обойтись без него.

Без этих фильтров обойтись нельзя

Ультрафиолетовый фильтр

Основная задача ультрафиолетового фильтра заключается в том, чтобы защитить дорогостоящую оптику видеокамеры от царапин. Ведь замена фильтра, стоимостью $40, обойдется гораздо дешевле, чем покупка нового объектива. Кроме того, такой фильтр не пропускает ультрафиолетовое излучение, незначительно улучшает цветопередачу и контрастность изображения, устраняет дымку на заднем плане.

Круглый поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр по важности занимает второе место после ультрафиолетового, без него не сможет обойтись ни один оператор. Он усиливает насыщенность цветов в изображении, гасит блики, снижает отражения и обеспечивает лучшую контрастность при съемке серых облаков на голубом небе.

Фильтр нейтральной оптической плотности

Если ваша камера не оборудована встроенным нейтральным фильтром, то обязательно приобретите его. Нейтральные оптические фильтры разной плотности применяются для достижения оптимальной экспозиции при съемке ярко освещенных объектов. С их помощью можно регулировать глубину резкости.

Dave Kapoor. Filters for Digital Cameras/DV, 2002, апрель.